logo

Немецкий парадокс: рецессия сейчас, а стимулы, автомобили и зеленая экономика позже

08 Сентябрь 2020

Индекс Dax упал более чем на 1%, так как его производственный сектор PMI (индекс менеджеров по закупкам) упал до десятилетнего максимума 41,4. Показатель PMI для экономики Германии в целом также упал, опустившись до 49,1 - самого низкого значения за 83 месяца, что говорит о том, что четвертая по величине экономика в мире находится в рецессии.

 

Германия движется к рецессии

Влиятельный опрос ifo, по информации altesso в отзывах, подтвердил плохие показатели индекса деловой активности (PMI) с его компонентом «Ожидания», который упал до самого низкого уровня со времен мирового финансового кризиса. Исторически этот показатель является хорошим опережающим индикатором того, куда идет ВВП Германии. К сожалению, есть признаки того, что недуг Германии теперь распространяется и на другие страны. Франция также испытала ухудшение своих опережающих индикаторов, а еврозона в целом сейчас играет с рецессией. Об этом говорится в отчете ОЭСР.

Слабость Германии – это признак нашего времени. Из основных европейских индексов Dax наиболее подвержен влиянию мировой торговли (15% продаж в Китае), а слабость макроэкономических данных Германии отслеживает снижение в других странах с циклической экономикой, таких как Южная Корея.

Поскольку немецкая автомобильная промышленность находится в эпицентре этих тенденций, немцы, возможно, захотят обвинить торговую войну Дональда Трампа в их упадке.

Германия также все чаще является примером того, что количественное смягчение исчерпало себя и больше не стимулирует экономический рост. Банки Германии страдают от отрицательных процентных ставок, и в Германии все чаще говорят о том, что QE раздувает цены на жилье и снижает доступность жилья до такой степени, что в некоторых городах был введен контроль за арендной платой и скидки.

 

Конец политической эпохи

Однако Германия не собирается распадаться. Безработица низкая, и, что важно, в отличие от многих других стран, у Германии есть бюджетное пространство для стимулирования своей экономики, и она является одной из наиболее развитых экономик с точки зрения отношения долга к ВВП (около 60%). Тем не менее, в отличие от других стран, со стороны немецких политиков нет особой необходимости приходить на помощь своей экономике.

Одной из причин этого является признание того, что слабость немецкой экономики сосредоточена в автомобильной промышленности, и что только стимулы в Китае и разрешение торговой войны между США и Китаем могут решить эту проблему. Другая причина – это бюджетная осмотрительность Германии и осознание того, что налогово-бюджетные стимулы могут иметь большее экономическое и стратегическое влияние в контексте более широкой рецессии.

Затем есть немецкая политика. С наступлением сумерек в канцлерстве Ангелы Меркель, Германия впервые за более чем тридцать лет останется без доминирующей политической личности. Ее политическая система ломается, о чем свидетельствует подъем как Партии зеленых, так и правого крыла AfD (Alternativ fur Deutschland). В то же время, все чаще признается, что у назначенного преемника Меркель AKK (Аннегрет Крамп Карренбауэр) нет харизмы и идей, подобных Эммануэлю Макрону.

 

Таким образом, в результате Германия остается структурно устойчивой экономикой, подверженной циклическим колебаниям. В этом отношении он представляет для инвесторов несколько интересных моментов.

Во-первых, для американцев, желающих сыграть на любом восстановлении рынка на фоне положительных торговых переговоров, компании Dax и, в частности, автомобильные компании очень заинтересованы в этом отношении.

Во-вторых, экономический спад Германии предполагает, что количественное смягчение больше не работает и что вскоре рынки в более широком смысле могут отказаться от торговли количественным смягчением, что приведет к резкому скачку доходности облигаций и волатильности. Банки могут быть бенефициаром.

 

Зеленые облигации

В-третьих, в Германии будут расти призывы к стимулированию. Наиболее вероятными областями здесь являются, по данным altesso в отзывах, инфраструктура - дороги, телекоммуникации и железная дорога, а также «зеленая экономика / зеленые технологии» (Германия выпускает зеленые облигации на 50 млрд евро). Учитывая размер экономики Германии, они могут стать светскими тенденциями.