logo

Почему обещанный ФРС «поток кредитов» превратился в тонкую струйку, а реальный сектор экономики США так и не получил кредитной поддержки?

30 Июнь 2020

Обещание Федрезерва наводнить экономику США триллионами долларов, данное в начале коронавирусной эпидемии, казалось сперва хрестоматийной базукой, применяемой центробанками.

На практике этот поток сейчас - скорее струйка. Активность за пределами рынка казначейских облигаций США и других ключевых финансовых рынков пока представляет собой лишь часть потенциала, а кредитование компаний реального сектора экономики по сути отсутствует.

О причинах законодатели, вероятно, спросят главу ФРС Джерома Пауэлла, который позднее во вторник будет выступать на слушаниях комитета по финансовым услугам Палаты представителей США. Тяжелейший со времен Великой депрессии экономический спад начался более трех месяцев назад, но Федрезерв пока так и не выдал кредитов в рамках разрекламированной программы Main Street для малого и среднего бизнеса, предоставил лишь $1,2 миллиарда местным органам власти, а объем корпоративных облигаций на балансе регулятора составляет лишь $8,3 миллиарда.

Возможно, как говорят чиновники ФРС, это на самом деле хорошо и доказывает, что лишь объявления о поддержке экономики оказалось достаточно, чтобы частные кредиторы и заемщики продолжили заключать сделки самостоятельно, финансовые рынки сохранили стабильность, а доверие к американскому центробанку возросло.

Однако аналитики, в том числе бывший глава ФРС Бен Бернанке, задаются вопросом, не была ли ФРС слишком требовательна при разработке программ. В то время как многие сработали так, как планировалось, отсутствие выданных в рамках Main Street кредитов "вызывает тревогу как с политической точки зрения, так и с точки зрения предоставления ликвидности фирмам, которые в ней нуждаются", сказал Бернанке на вебинаре Института Брукингса на прошлой неделе.

Бернанке сказал, что если ФРС хочет спасти от краха в целом находящиеся в хорошем состоянии небольшие и средние компании, то, возможно, нужно сделать тщательно выверенную программу Main Street "более щедрой", с более низкими затратами для заемщиков или субсидиями для банков.

"Нужен компромисс, при котором мы оказываем мелким компаниям краткосрочную помощь в выживании, но не создаем при этом зомби-фирм", выживающих только за счет дешевых кредитов, сказал Бернанке.

"Еще не известно, будет ли программы Main Street... достаточно".

НЕВОСТРЕБОВАННОСТЬ

Пока что ни одна из программ, созданных для подстраховки компаний и рынков за пределами финансового сектора, не пользуется большим спросом. Более традиционные программы, призванные поддержать работу финансовых институтов во время кризиса, напротив, более широко используются и, по мнению большинства, более успешны.

С конца февраля центральный банк увеличил баланс с $4,2 триллиона до $7,1 триллиона.

Большая часть прироста получена за счет поддержки рынков госбондов и ценных бумаг, обеспеченных закладными (MBS): вложения в казначейские облигации и MBS увеличились примерно на $2,4 триллиона. На своп-линии с зарубежными центробанками пришлось еще примерно $230 миллиардов.

Ответ ФРС на нынешний кризис от реакции в 2007-09 годах отличает предложение напрямую кредитовать частные фирмы и местные правительства. В начале апреля ФРС с помпой объявила, что, среди прочего, предоставит около $2 триллионов для покупки бондов для финансирования крупных корпораций, прямого кредитования малого и среднего бизнеса, а также помощи властям на уровне штатов и округов для привлечения средств на покрытие расходов.

Недели спустя программы заработали - в понедельник Федрезерв запустил покупки корпоративных бондов на первичном рынке, - но из условно доступных $1,85 триллиона освоены пока что лишь около $9,5 миллиарда.

ФРС, конечно, не может заставить людей подавать заявки на кредиты, а стоимость кредитов и другие параметры, которые могли бы, к примеру, способствовать более агрессивной покупке корпоративных бондов, улучшились по сравнению с началом пандемии.

Согласно тексту речи Пауэлла, подготовленной для слушаний в Палате представителей, кредитование в рамках Main Street может оказаться ценным "в предстоящие месяцы" для тех фирм, которые терпят убытки от резкого снижения экономической активности во время пандемии.

И всё же аналитики снижают прогнозы роста баланса ФРС во время кризиса, который, как считали некоторые, может проверить его потенциал на прочность.

Принятие закона о предоставлении экономической поддержки, известного как CARES Act, создало вероятность того, что кредитный поток от центробанка достигнет $4,5 триллиона. Однако итоговая сумма может составить менее четверти от этого.

"Использование кредитных механизмов Федрезерва оказалось гораздо менее активным и масштабным, чем мы предполагали", - написала аналитик Oxford Economics Кэти Бостьянчич на прошлой неделе.

По ее оценке, возможно, востребована будет только половина кредитов по программе Main Street, а фонд корпоративных облигаций, вероятно, будет использован менее чем на треть.