После затяжного падения курс рубля сменил направление. На помощь пришел Центробанк России с валютными интервенциями. Как долго продлится их эффект и сколько будет стоить доллар к концу года? Информация уже есть.
ЦБ спешит на помощь
В сентябре рубль потерял более 7 %, а с начала года — 24,5, обогнав даже стремительно падающую турецкую лиру. Однако ситуация меняется. На прошлой неделе на торгах за доллар давали меньше 77 рублей, за евро — чуть больше 90.
Окончательно упасть в пропасть не позволил ЦБ, увеличивший объем интервенций. Регулятор продает валюту на 5,3 миллиарда рублей в день — в 3,5 раза больше, чем в сентябре.
«ЦБ вмешался, когда курс подошел к психологически важной отметке: 80 рублей за доллар. Дальше начались бы распродажи, способные спровоцировать экстремальные краткосрочные всплески до 95-100», — отмечает эксперт информационно-аналитического центра компании Hamilton Антон Гринштейн.
С конца 2014-го национальная валюта находится в свободном плавании. Однако если сильные курсовые скачки угрожают финансовой и макроэкономической стабильности, регулятор вносит коррективы.
«Не остался в стороне и Минфин, также продающий валюту на 5,7 миллиарда рублей в день», — добавляет Гринштейн.
Помимо этого, 7 октября ведомство разместило рекордный объем облигаций федерального займа (ОФЗ) на 345,7 миллиарда рублей. Причем со значительным дисконтом — покупателям предложили более высокие премии.
«Цена составила 95,2 % от номинала бумаг, а средние выплаты по купонам для держателей пятилетних ОФЗ — 5,28 % годовых», — рассказывает экономист информационно-аналитического центра TeleTrade Петр Пушкарев.
Все для инвестора
Столь выгодными условиями финансовые власти хотят заинтересовать инвесторов, приостановивших на фоне спада деловой активности во всем мире вложения в развивающиеся рынки.
«Крупные фонды и банки пока предпочитают долговые бумаги США или Европы с максимальными рейтингами надежности. В отношении стран БРИКС взяли паузу», — объясняет Пушкарев.
Поддержали рубль и крупнейшие государственные компании: по распоряжению правительства они поменяли валютную выручку на рубли. Так действовали в кризисные 2014-2015 годы, и тогда это помогло.
«Текущее укрепление курса связано с временным затиханием эскалации геополитических конфликтов на фоне подорожания нефти», — полагает доцент кафедры финансов и цен РЭУ имени Плеханова Диана Степанова.
По ее словам, у ЦБ, помимо валютных интервенций, есть и другие инструменты для стабилизации национальной валюты: «ключевая ставка, управление ликвидностью банковского сектора». Регулятор прибегает к ним в крайних случаях, поскольку они влияют на экономическую активность.
Заработать на слабом рубле
Пока ЦБ спасает национальную валюту, другие зарабатывают на ее падении. Компании-экспортеры обменивают валютную выручку на рубли по высокому курсу и компенсируют недополученную прибыль из-за снижения мировых цен.
Ослабление рубля также облегчит государству исполнение расходной части бюджета.
"Выросла нагрузка из-за коронакризисных социальных и экономических выплат гражданам и бизнесу. Неизвестно, как долго еще придется поддерживать предприятия и домохозяйства в этих условиях", — отмечает Диана Степанова.
Аналитики считают, что монетарные и финансовые власти продолжат сдерживать резкие скачки курса.
"Еще есть небольшой потенциал для роста: в конце октября доллар будет стоить 75-76 рублей", — говорит Антон Гринштейн.
Но на этом все закончится
«Ближе к середине ноября котировки вернутся к 80 рублям за доллар, а затем по мере усиления внешнего давления и волатильности на глобальных рынках — к 85-90», — предсказывает он.
По оценкам Петра Пушкарева, до конца года американская валюта будет стоить от 73-75 рублей до 80, а евро — 87-95.
Многое зависит от геополитических процессов: президентских выборов в США, стабилизации обстановки в странах — партнерах России. Кроме того, если эпидемию коронавируса не удастся обуздать, давление на рубль усилится.
«При благоприятном сценарии в конце года мы можем увидеть курс 72 рубля за доллар. При негативном нас ждет ослабление до 86», — прогнозирует Диана Степанова.
Но в целом в будущем году после стабилизации нефтяных цен, санкционных эффектов и геополитической обстановки аналитики ожидают укрепление российской валюты.